Перейти к публикации
Kuzka

Советские суперкары на базе ЗАЗ "Таврии"

Рекомендованные сообщения

Среднемоторная компоновка, мощный силовой агрегат, раздутые колесные арки. В голове уже рисуется образ какого-нибудь зарубежного суперкара стоимостью более 100 тысяч долларов и с феноменальной разгонной динамикой. Однако, речь идет о нашей, украинской, родной "Таврии"! В конце 80-х годов, энтузиасты автоспорта в СССР построили два эффектных спорт-прототипа на платформе ЗАЗ-1102.В этой заметке речь пойдет о менее известном — "Таврия" ЭРФ-Мобиле образца 1986 года.

 

d4bf844s-960.jpg

 

Прибалтика, во времена Союза, по праву считалась меккой советского автоспорта. Так, на Вильнюсском заводе спортивных автомобилей (VFTS) создавались достойные раллийные машины на базе массовых ВАЗов, которые пользовались заслуженным уважением популярностью даже у иностранным гонщиков. Именно в одной из прибалтийских республик — Эстонии, была создана среднемоторная машина с кузовом ЗАЗ-1102 "Таврия". Спорткар построили в 1986 году в мастерской спорттехклуба студии "Эстрекламфильм", поэтому автомобиль получил имя ЭРФ-Мобиле.

 

74bf844s-960.jpg

 

Группа конструкторов под руководством К. Кееля ориентировалась на тогдашние раллийные болиды знаменитой группы Б: именно этим обусловлено применение среднемоторной компоновки. В качестве силового агрегата, располагавшегося за передними сиденьями, использовали двигатель ВАЗ-2106, имевший большой потенциал форсировки. 1,6-литровую установку существенно модифицировали: установили 2 горизонтальных карбюратора Weber, доработали головку цилиндров и впускную систему, поставили прямоточный выхлоп с новым коллектором. В результате всех изменений мощность мотора возросла почти вдвое: с 80 до 140 л.с. Для оптимизации охлаждения, на расширенных задних крыльях прописались массивные воздухозаборники.

 

8cbf844s-960.jpg

 

Ходовую часть также основательно переработали. Инженеры установили новую полностью независимую подвеску и существенно расширили колею колес, что позволило установить более широкие шины на разборных легкосплавных дисках Ronal Turbo. Кузов "Таврии" получил пластиковый аэродинамический обвес, который не только улучшил аэродинамические показатели, но и прибавил брутальности и агрессивности внешнему облику. Вес "Таврии" ЭРФ-Мобиле составлял всего 800 кг, что в сочетании с мощным двигателем наделяло раллийное авто прекрасными скоростными характеристиками. Правда, воспользоваться ими не получилось: "Таврия" ЭРФ-Мобиле так и не выступила ни в одних официальных соревнованиях и проект был похоронен. Соответственно, речи о постройке омологационной партии дорожных машин быть не могло.

 

9cbf844s-960.jpg

 

В стенах центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (сокращенно — НАМИ) в 1989 году создали собственный вариант экспериментальной раллийно машины на базе "ставридки". Ярко-оранжевый спорткар НАМИ-0290, получивший веселое название "Апельсин", был более радикальной вариацией на тему среднемоторной "Таврии". По сути, от ЗАЗ-1102 осталась только центральная часть кузова (от моторного щита до средних стоек), к которой доварили прочную пространственную раму из стальных труб.

 

8e3dc44s-960.jpg

 

В качестве силового агрегата использовался все тот же мотор ВАЗ-2106: на этот раз дополненный турбонагнетателем и промежуточным охладителем воздуха (интеркулером), что позволило достичь максимальной мощности в 137-138 л.с. в карбюраторном варианте и 148-149 л.с. с экспериментальной системой впрыска топлива. Причем тяга двигателя передавалась на полноприводную трансмиссию с редукторами от ВАЗ-2121 "Нива". Подвеска всех колес — независимая, с регулируемыми стойками, позволяющими настраивать ходовую часть под конкретные трассы.

 

3e3dc44s-960.jpg

 

Передняя часть "Апельсина" и капот были изготовлены ил легкого пластика и открывали прекрасный доступ к основным агрегатам. Широкой публике НАМИ-0290 впервые показали на слете любителей самодеятельного автостроения в Набережных Челнах, где авто завоевало один из главных наград. О машине писали многие отечественные и зарубежные журналы, снимали передачи, ему предрекали блестящую спортивную карьеру в автокроссе и раллийных марафонах. Свою первую гонку — заезд в абсолютном классе на одном из этапов открытого чемпионата СССР по автокроссу, "Апельсин" выиграл с преимуществом в полкруга над ближайшем преследователем. В 1991 году автомобиль слегка модернизировали, установив 1,8-литровый двигатель АЗЛК-2142, но настали трудные времена и всем стало не до экспериментальных машин. А в 1997 прототип НАМИ-0290 и вовсе порезали на металл — так был утрачен один из наиболее ярких образцов советских раллийных машин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×